Речевой этикет

вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы» на главную, на стр. «Стили»




Незнание правил этикета и умение им следовать в любой ситуации является признаком, по которому люди судят о вашем воспитании. Способность блеснуть манерами неизменно помогает в различных сферах жизни, от личной до профессиональной, и тем не менее люди часто допускают промахи, которых могли легко избежать, пользуясь этикетными формулами.

Этикетная формула часто представляет собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Многие из них включают уже ушедшие, самостоятельно не употребляющиеся слова. Представляя кого-нибудь при знакомстве, говорят: Прошу любить и жаловать! Уезжающий говорит: Счастливо оставаться! Не поминайте лихом! Слова «лихо» и «жаловать» в современном русском языке уже не употребляются.

С помощью словесных формул мы выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Арсенал их достаточно обширен и сегодня, а когда-то Россия располагала один из самых богатых, детально разработанных национальных этикетов.

Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, — это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная / неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст / пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул.

Этикетные формулы извинения
Этикетные формулы приветствия
Этикетные формулы знакомства
Этикетные формулы просьбы

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы» на главную, на стр. «Стили»