АНТИЗУБРИЛКА

Психологи давно бьют тревогу по поводу несоответствия методики преподавания русского языка в школах психологическим закономерностям усвоения знаний, формирования умений и навыков. Можете ли вы представить себе ситуацию, при которой ребенок, выучив наизусть технику езды на велосипеде, сел на него и поехал, пользуясь полученными знаниями? Целью же обучения в школе ставится усвоение правил грамматики как таковых посредством заучивания (теория езды на велосипеде).

Знания, умения и навыки приобретаются нами только в процессе практической деятельности, являются ее результатом, а не предпосылкой. Учителя-экспериментаторы неоднократно доказывали, что усвоение детьми правил орфографии и пунктуации (всех одновременно, а не поэтапно) происходит во много раз быстрее и эффективнее, если у них есть возможность постоянно обращаться к правилам по ходу работы, легко и быстро ориентироваться в самих правилах, находить нужное, не роясь в книге.

Следуя методике Б.И. Хозиева, я составила 42 теста. В них включены слова на разные правила орфографии. Одни тесты нужно переписать, вставляя пропущенные буквы, из других — выписать слова, исправив ошибки. Неважно, в каком классе учится ваш ребенок — в четвертом или в десятом. Достаточно того, что он умеет читать и писать. Распечатайте правила, сделайте карточки, скрепите по группам: правописание приставок, правописание корней, правописание суффиксов, правописание окончаний. Пятая стопка — справка. В ней остальные правила и справочные материалы. Пусть в таком порядке стопки с правилами будут под рукой  не только при работе над тестами, но и при выполнении домашних заданий.

Давайте признаемся сами себе в том, что и у нас много пробелов в знании русского языка. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в правилах, распечатайте для себя примеры к каждой группе правил. Из них и составлены тесты. Два очень существенных примечания: 1) выполняя с ребенком первые тесты, помогите ему находить в слове морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание; 2) стимулируйте его, поощряйте работу над тестами. Из «хочу», «умею», «могу», «знаю» самое главное слово «хочу».

Эту методику я проверила на своих внуках. Результаты удивили их самих.

вернуться на главную