Словообразовательный анализ

перейти на стр. «Словообразование в таблицах«, «Значение суффиксов«, «Этнохоронимы» «Значение приставок«, «Заимствованные приставки«,  «Морфемы греческие и латинские«, вернуться на стр. «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР» , вернуться на главную

Словообразовательный анализ (разбор)

      Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.

Для школы:

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

Для ВУЗа:

  1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная*). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
  2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
    Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спортво-первых < первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело <весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать(суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).
  3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний —весна, невесело — весело, собкор — собственный корреспондент, диван-кровать — диванкровать.
  4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.
  5. Определяется способ образования слова.

Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник < лесной (суффиксальный);
      переход < переходить (бессуффиксный);
      выходной < выходной (день) — (переход из одной части речи в другую).

Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением.
В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например:
расцветший
1) расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести.
2) расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.

Примечания: *Основы делятся на производные и непроизводные. Производные основы образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик(маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната) и так далее.

Непроизводные основы – это основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф, значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.

 

Словообразовательный и морфемный разборы

При проведении двух анализов (морфемного и словообразовательного) предпочтительнее начинать со словообразовательного, а затем перейти к анализу слова по составу.

болезненность        болезненный

1). Существительное болезненность мотивировано прилагательным болезненный (болезненность – состояние, связанное с признаком болезненный).

2). Способ словообразования – морфологический (суффиксальный); слово образовано на базе производящей основы болезненн- при помощи суффикса -ост’- и оформлено нулевым окончанием(∅).

болезненность∅

болеть, болячка (корень свободный: боль∅),

суффикс глагола -е- указывает на действие (смотреть, гудеть),

суффикс  отвлеченного существительного -зн- указывает на состояние (жизнь, боязнь)

суффикс  относительного прилагательного -енн- указывает на признак (буквенный, безветренный)

суффикс  отвлеченного существительного -ость- указывает на состояние (вялость, радость)

нулевое окончание  (∅) указывает на ж.р., ед.ч., Им.п. существительного, III скл.  (печаль∅, дрожь∅).

Структурная схема морфемного строения слова: ∩^^^^∅

(¬  – приставка; ∩  – корень;  ^ – суффикс; Ø  – нулевой суффикс, нулевое окончание; □ – окончание;  ꜚ – постфикс (сь, ся); _ – интерфикс; // – знак чередования)

 

разбуженный

Поскольку предложено страдательное причастие прошедшего времени, то при словообразовательном анализе необходимо сначала провести анализ формообразования (I этап), а затем – словообразования (II этап).

разбуженный              разбудить

1). Глагол разбудить (СВ) мотивирован глаголом будить (НСВ) (разбудить – осуществленное, целостное действие от действия будить).

2). Способ формообразования – морфологический (суффиксальный); форма образована на базе производящей основы инфинитива разбуди- (с усечением суффикса -и-) при помощи суффикса -енн- (+ историческое чередование д//ж) и оформлено окончанием -ый.

разбудить            будить

Способ словообразования – морфологический (приставочный); слово образовано на базе производящего слова будить при помощи приставки раз-.

разбуженный

приставка раз- имеет словообразовательное значение у глагола СВ (распилить, разрыть)

будить, будильник (корень свободный: буж/у + д//ж),

суффикс страдательного причастия прошедшего времени -енн- указывает на признак того предмета, над которым совершили действие (замороженный, нагруженный),

окончание -ый указывает на м.р., ед.ч., Им.п. причастия (прилагательного) (встревоженный, простуженный)

Структурная схема морфемного строения слова: ¬∩^□

перейти на стр. «Словообразование в таблицах«, «Значение суффиксов«, «Значение приставок«, вернуться на стр. «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР» , вернуться на главную