Словообразовательный анализ

перейти на стр. «Словообразование в таблицах«, «Значение суффиксов«, «Этнохоронимы» «Значение приставок«, «Заимствованные приставки«,  «Международные словообразовательные элементы и их значения«, Словообразовательный словарь А.Н. Тихонова, вернуться на стр. «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР» , вернуться на главную




Словообразовательный анализ (разбор)

      Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.
Для школы:

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

Для ВУЗа:

  1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная*). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
  2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
    Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спортво-первых < первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело <весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать(суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).
  3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний —весна, невесело — весело, собкор — собственный корреспондент, диван-кровать — диванкровать.
  4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.
  5. Определяется способ образования слова.

Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник < лесной (суффиксальный);
      переход < переходить (бессуффиксный);
      выходной < выходной (день) — (переход из одной части речи в другую).
Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением.
В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например:
расцветший
1) расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести.
2) расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.
Примечания: *Основы делятся на производные и непроизводные. Производные основы образованы от других основ. В их составе обнаруживаются живые аффиксы. Производные основы называют предметы и явления действительности мотивированно: дом-ик(маленький дом), на-дом-н-ый (расположенный на доме), комнат-к-а (маленькая комната) и так далее.
Непроизводные основы – это основы, в составе которых не выделяются живые аффиксы. Живой аффикс – это морф, значение которого определяется с позиций синхронного словообразования. Непроизводная основа называет предметы и явления немотивированно, непосредственно: дом, комнат-а, бел-ый. Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.

Словообразовательный и морфемный разборы
При проведении двух анализов (морфемного и словообразовательного) предпочтительнее начинать со словообразовательного, а затем перейти к анализу слова по составу.
болезненность
1). Существительное болезненность мотивировано прилагательным болезненный (болезненность – состояние, связанное с признаком болезненный).
2). Способ словообразования – морфологический (суффиксальный); слово образовано на базе производящей основы болезненн- при помощи суффикса -ост’- и оформлено нулевым окончанием(#).
болезненность□
болеть, болячка (корень свободный: боль-),
суффикс глагола -е- указывает на действие (смотреть, гудеть),
суффикс  отвлеченного существительного -зн- указывает на состояние (жизнь, боязнь)
суффикс  относительного прилагательного -енн- указывает на признак (буквенный, безветренный)
суффикс  отвлеченного существительного -ость- указывает на состояние (вялость, радость)
нулевое окончание  (#) указывает на ж.р., ед.ч., Им.п. существительного, III скл.  (печаль#, дрожь#).

Схематическое обозначение морфем
¬ – приставка;
∩ – корень;
^ – суффикс;
Ø – нулевой суффикс,
# — нулевое окончание;
□ – окончание;
ꜚ – постфикс (сь, ся);
_ – интерфикс;
// – знак чередования

Структурная схема морфемного строения слова болезненность: ∩^^^^#

разбуженный
Поскольку предложено страдательное причастие прошедшего времени, то при словообразовательном анализе необходимо сначала провести анализ формообразования (I этап), а затем – словообразования (II этап).
разбуженный              разбудить
1). Глагол разбудить (СВ) мотивирован глаголом будить (НСВ) (разбудить – осуществленное, целостное действие от действия будить).
2). Способ формообразования – морфологический (суффиксальный); форма образована на базе производящей основы инфинитива разбуди- (с усечением суффикса -и-) при помощи суффикса -енн- (+ историческое чередование д//ж) и оформлено окончанием -ый.
разбудить            будить
Способ словообразования – морфологический (приставочный); слово образовано на базе производящего слова будить при помощи приставки раз-.
разбуженный
приставка раз- имеет словообразовательное значение у глагола СВ (распилить, разрыть)
будить, будильник (корень свободный: буж/у + д//ж),
суффикс страдательного причастия прошедшего времени -енн- указывает на признак того предмета, над которым совершили действие (замороженный, нагруженный),
окончание -ый указывает на м.р., ед.ч., Им.п. причастия (прилагательного) (встревоженный, простуженный) Структурная схема морфемного строения слова: ¬∩^□

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Словообразование

Тест на тему Способы словообразования

Тест на тему Способы словообразования

Тест на тему Словообразовательный формант

Тест на тему Словообразование

Тест на тему Словообразование

Тест на тему Словообразование существительных

Тест на тему Словообразование глаголов

Тест на тему Словообразование прилагательных

перейти на стр. «Словообразование в таблицах«, «Значение суффиксов«, «Значение приставок«, вернуться на стр. «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР» , вернуться на главную