Тропы и фигуры речи

вернуться на страницу  «Стилистический разбор»

 

Выразительные средства
Выразительные средства фонетики (звукопись)
Наименование Толкование Примеры Роль в языке
Ассонанс Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков Люблю березу русскую
то светлую, то грустную
Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ – передает легкую грусть, нежность.
Аллитерация Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков Полночной порою в болотной глуши

чуть слышно, бесшумно шуршат камыши

Стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
Выразительные средства словообразования
Паронимы Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед.  Придают тексту дополнительную выразительность
Парономасы Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению 1) Не глух, а глуп.
2) Дело спорится, что сошьется, то и распорется
Создают в тексте комический или юмористический эффект

 

Выразительные средства лексики
Троп сравнение

характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству.

Морфологические средства сравнения:
1) при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, похоже;
2) при помощи имени сущ. в т.п. (творительный сравнения);
3) при помощи предлогов наподобие, подобно;
4) прилагательное в сравнительной степени;
5) наречие в сравнительной степени;
6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении)
1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)

2) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков)

3) Дум, подобно белой тройке, // Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий)
4–5) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)
6) Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи, // Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои. 

Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица).
Сравнения являются средством, способным передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету
Троп метафора

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.

Виды метафоры:
1) простая (построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку);

2) развернутая (построена на различных ассоциациях по сходству);
3) лексическая (мертвая, окаменелая, стертая) (первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается);4) особый изобразительный прием – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа)
 1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др. Утро года. 
2) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. 
3) Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка; 4) «Разрываюсь на части».
В стихотворении В.Маяковского «Прозаседавшиеся» реализована эта метафора, создает фантастический образ («сидят людей половины» и др.)
Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли.
Передают индивидуальность, неповторимость предметов; выявляют глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта автора
Троп олицетворение

Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. 

 Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. 

Помогает раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления
Троп метонимия

Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение

Связь может быть:
1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан;
2) между содержимым и содержащим;
3) между действием и орудием этого действия:
4) между автором и его произведением;
5) между местом и людьми, находящимися на этом месте
 1) Не то на серебре – на золоте едал. 

 

2) Я три тарелки съел. 

3) Его перо любовью дышит. 

 

4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. 
5) Город шумел. 

Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов.
Делают речь выразительной, яркой, динамичной
Троп синекдоха

Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними.

Для синекдохи характерно употребление:
1) единственного числа вместо множественного;
2) множественного числа вместо единственного;3) определенного числа вместо неопределенного;
4) видового названия вместо родового;
5) родового названия вместо видового
1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 
2) …что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. 3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь.
4) …и гордый внук славян. 5) Ну что ж, садись, светило. 
Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной
Выразительные средства лексики
Эпитет (художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления Могут быть выражены:
1) прилагательными;

2) прилагательные-эпитеты при субстантивации могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обращения;
3) существительными, играющими роль приложений, сказуемых;
4) наречием, выступающим в роли обстоятельства;
5) деепричастием.
Эпитеты бывают:
– метафорические;

– метонимические
 1) Седое море; пламенная речь;
2) Милая, добрая, старая, нежная, // С грустными думами ты не дружись;
3) Золото, золото сердце народное.
4) Листья были напряженно вытянуты по ветру;
5) …как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. 
– Ночевала тучка золотая.., по лазури весело играя. 
– Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах…
Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа
Гипер-бола Художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал.  Придает речи выразительность
Литота 1. Определение предмета путем отрицания противоположного.
2. Художественное преуменьшение
1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова. (А.Пушкин)
2) Мальчик-с-пальчик
Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи
Перифраз Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему Помимо выраз. являются ср. связи предлож. в тексте; являются средством выражения авторской позиции
Ирония Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка Откуда, умная, бредешь ты, голова?  В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла
Сарказм Злая, горькая или гневная насмешка В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм
Гротеск Художественный прием основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина резкая карикатурность, преувеличение, контрастность,
Калам бур Звуковое сходство слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет.  Обычно создает в тексте комический эффект
Инверсия Порядок слов (прямой):
для главных членов
1) подлежащее + сказуемое (для текста-повествования);

2) сказуемое + подлежащее (для текста-описания);
для второстепенных членов
1) согласованное определение + определяемое слово;
2) обстоятельство образа действия + сказуемое;
3) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнение
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.  Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи.
Градация Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается. 

2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. 

Усиливает эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя
Антитеза В основе приема резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой.  Сочетание контрастных по смыслу понятий делает речь яркой и образной.
Оксюморон В фигуре сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин);
2) О, как мучительно тобою счастлив я. 
Придает выражению оригинальность и выразительность.  Сочетание слов мучительно и счастлив подчеркивает сложность и многоплановость чувства
Риторический
вопрос
Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном?  Усиливает эмоциональный характер высказывания
Рит.
воскли- цание
Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! 
Риторическое обращение Фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится О Волга! После многих
лет
Я вновь принес тебе привет.
Передает торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения; выражает авторское отношение к тому, о чем говорится
Умолчание Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается.
На письме умолчание обозначается многоточием
Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны…  Передает состояние предельной взволнованности героя
Эллипсис Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.  Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи 1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает! 
2) Молодым везде у нас дорога, // Старикам везде у нас почет.
Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность
Анафора Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) 1) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

2) …Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость.
Эпифора Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?  Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку


Тренажеры
Тесты на тему Выразительные средства



вернуться на главную