Выразительные средства

вернуться на страницу “Культура речи“, “Функциональная характеристика языковых средств выразительности“, «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Выразительные средства

ТРОПЫ

 

Тропы Характеристика Примеры
Аллегория Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
Ирония Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Литота Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Метафора Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой
Метонимия (переименование) Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе
Олицетворение Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами
Перифраза Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Развернутые метафоры Несколько метафор, связанных между собой по смыслу В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть
Синекдоха Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Пуще всего береги копейку
Сравнение Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит
Эпитет Художественное, образное определение Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

Синтаксические фигуры

Фигуры Характеристика Примеры
Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
Антитеза Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Бессоюзие Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала.
Каламбур Игра слов. Основными элементами каламбура являются, с одной стороны, одинаковое или близкое, до омонимии, звучание с другой – несоответствие, до антонимии значения слов Поколочу – по калачу
Женихи носов не весьте,
Приходя к своей невесте
Градация Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение Тёмные, душные, скучные комнаты
Инверсия Обратный порядок слов Досадно было, боя ждали
Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
Риторическое обращение Обращение к неодушевлённому предмету Ах ты, степь моя, привольная!
Умолчание Сознательно выраженная не до конца мысль Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.
Эллипсис Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Эпифора Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Риторический  вопрос – вопрос, не предполагающий ответа, ибо своим содержанием утверждает определённую мысль, выражает раздумья, сомненья, эмоциональное состояние человека: О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов).

Риторические вопросы широко используются в ораторской речи в качестве стилистического средства с целью привлечения внимания собеседника, повышения убедительности высказанной мысли: И как же это  вы до сих пор ещё не понимаете и не знаете, что любовь, как дружба, как жалованье, как слава, как всё на свете, должна быть заслуживаема и поддерживаема?!  (В.  Добролюбов).  В  художественных  текстах встречаются ряды (цепи) риторических вопросов: Разве не он всею душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, то победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал крестьян на волю? А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство…(Л. Толстой). Цепочка вопросов используется в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»: Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный? Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным? Зачем поверил он словам и ласкам ложным? Он, с юных лет постигнувший людей?

Кроме риторического вопроса к средствам создания экспрессии относятся риторическое восклицание и риторическое  обращение.

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, заключающее в себе высокую степень проявления эмоций, чувств, переживаний. Такие предложения характеризуются восклицательной интонацией, употреблением эмоционально-экспрессивных частиц: Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?.. (Н. Гоголь); Как ясно, как ласково небо! Как радостно реют стрижи вкруг церкви Бориса и Глеба! (В. Брюсов). Риторическое восклицание часто отождествляют с восклицательным предложением.

Риторическое  обращение – стилистическая фигура, заключающаяся  в  обращении,  воззвании  (обычно  взволнованного, чувствительного человека) к воображаемому лицу, неодушевлённому предмету, к Богу или отсутствующему человеку: О чём шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? (А. Пушкин); Скажи мне, ветка Палестины, Где ты росла, где ты цвела? (М. Лермонтов).

 

Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тренажеры
Тест на тему Тропы и фигуры

Тесты на тему Выразительные средства





Тест на тему Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота. Перифраза

Тест на тему Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение

Тест на тему Стилистические фигуры

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»