Типы алломорфов 

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ

Различные морфы, представляющие одну и ту же морфему, называют алломорфами. Морфема – это ряд чередующихся алломорфов в строгой позиции. При этом алломорфы одной морфемы должны иметь:

1) тождество значения;

2) близость фонемного состава;

3) не встречаемость в одном морфемном окружении.

Пример: алломорфы люб -, любл- обладают одним значением “чувствовать глубокую привязанность к кому-н, чему-н.”, близки по фонемному составу, не встречаются в одном морфемном окружении: алломорф любл- встречается только там, где в истории языка корневой б встречался с фонемой j: люблю, влюбленный, влюбляясь. Замена морфом люб – в этих словах невозможна.

Возможны следующие различия:

а) на месте какой-нибудь фонемы (реже – сочетания фонем) неоднофонемного морфа в другом морфе выступает другая фонема (фонемы): -щик/-чик (сборщик, летчик), -работ-/-рабат- (отработать, отрабатывать), мы-/|моj|- (мыть – мою);

б) одна из срединных фонем морфа отсутствует в другом морфе: сон-/сн- (сон – сна);

в) один из морфов составляет часть другого, будучи меньше последнего на какой-либо отрезок, составляющий начало или конец его: -ива-/-ва-/-а- (перегораживать, узнавать, очищать), -ск-/-еск- (рабский, ханжеский), от-/ото- (откинуть, отогнать). Указанные признаки могут выступать порознь, как в приведенных примерах, или в совокупности, например: признаки первый и второй – в случае отец/отч- (отец – отчий), первый и третий – в случае писа-/пиш- (писать – пишу), второй и третий – в случае зва-/зов- (звать – зову).

Примечание 1. Различие согласных фонем, соотносительных по твердости – мягкости, не нарушает формальной близости морфов. Например, морфы зва-/|зов’|- (звать – зови) признаются формально близкими.

Примечание 2. Признак, сформулированный в п. в, проявляется в отсутствии у префиксального и корневого морфов какого-либо конечного отрезка, а у суф. морфа – начального отрезка. Исключение составляют лишь некоторые глагольные суф. морфы с отсутствующей конечной фонемой |j|: -е-/-|еj|- (белеть – белею), -а-/-|аj|- (обедать – обедаю), -нича-/-нич|аj|- (столярничать – столярничаю).

При решении вопроса о составе алломорфов той или иной морфемы учитывается ряд критериев:
а) Тождество значения морфов;
б) Их формальная близость;
в) Наличие между морфами отношений дополнительной дистрибуции, т. е. невстречаемость алломорфов в одной и той же морфемной позиции (в одинаковом морфемном окружении).
Если хотя бы одно из названных требований нарушается, морфы не считаются алломорфами. Так, разным морфемам принадлежат корневые морфы в словах нос и носильщик (у морфов нет тождества значения); идут и шли (нет близости фонемного состава).

По  своему местоположению в слове алломорфы делятся на корневые, префиксальные, суффиксальные и постфиксальные. 

Не путать с вариантами морфемы:

Дружеский / друг – являются  алломорфами одной корневой морфемы, так как имеют тождественное значение, но различаются позицией в словоформе, зависят от качества соседних морфов, не могут занимать в слове одну и ту же позицию.

Волнение / волненье – суффиксы ениj/ень являются вариантами одной морфемы, так как имеют тождественное значение, характеризуются фонематической близостью и способны заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов (сомнение / сомненье, катание / катанье).

Корневые алломорфы: 

Суффиксальные алломорфы: 

     Чик/щик  Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.  В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ

В алломорфной паре -ств(о)/-еств(о) второй выступает только после морфов, оканчивающихся шипящими фонемами, а первый – после морфов, оканчивающихся остальными согласными фонемами:

Распределение морфов –ива(ть)/-ыва(ть)/-ва(ть) обусловлено качеством конечной морфемы (гласной или согласной) предшествующих морфов:

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ