Типы алломорфов 

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ




Различные морфы, представляющие одну и ту же морфему, называют алломорфами. Морфема – это ряд чередующихся алломорфов в строгой позиции. При этом алломорфы одной морфемы должны иметь:

1) тождество значения;

2) близость фонемного состава;

3) не встречаемость в одном морфемном окружении.

Пример: алломорфы люб -, любл- обладают одним значением «чувствовать глубокую привязанность к кому-н, чему-н.», близки по фонемному составу, не встречаются в одном морфемном окружении: алломорф любл- встречается только там, где в истории языка корневой б встречался с фонемой j: люблю, влюбленный, влюбляясь. Замена морфом люб — в этих словах невозможна.

По  своему местоположению в слове алломорфы делятся на корневые, префиксальные, суффиксальные и постфиксальные. 

Не путать с вариантами морфемы:

Дружеский / друг – являются  алломорфами одной корневой морфемы, так как имеют тождественное значение, но различаются позицией в словоформе, зависят от качества соседних морфов, не могут занимать в слове одну и ту же позицию.

Волнение / волненье – суффиксы ениj/ень являются вариантами одной морфемы, так как имеют тождественное значение, характеризуются фонематической близостью и способны заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов (сомнение / сомненье, катание / катанье).

Корневые алломорфы: 

Суффиксальные алломорфы: 

     Чик/щик  Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.  В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ

В алломорфной паре -ств(о)/-еств(о) второй выступает только после морфов, оканчивающихся шипящими фонемами, а первый – после морфов, оканчивающихся остальными согласными фонемами:

Распределение морфов –ива(ть)/-ыва(ть)/-ва(ть) обусловлено качеством конечной морфемы (гласной или согласной) предшествующих морфов:

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ