вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. “Пунктуация в таблицах“, “Знаки препинания“, “Перечень пунктограмм“, “Синтаксический разбор“, вернуться на главную
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Функция отделения
Точка В саду зацветает сирень.
Точка с запятой В саду зацветает сирень; пчелы запевают свою песню, кружась над цветами.
Восклицательный и вопросительный зал В саду зацветает сирень! В саду зацветает сирень?
Многоточие В саду зацветает сирень…
Двоеточие Я знаю: в вашем сердце живет грусть.
Абзацный отступ У лесного оврага цветут ландыши и земляника. Пахнет дубовой листвою, цветами.
Функция выделения
Скобки Сколько я ни просил (а просил я уже раз семь) дать мне шоколад, бабушка упорно игнорировала мою просьбу.
Кавычки «Побежали, поезд уже отправляется!» – закричали дети.
Кавычки не нужны
Если слова включаются в текст не в своём обычном значении, но после словосочетания «так называемый» кавычки не нужны.
Все латинские наименования, включая названия компаний и брендов, пишутся без кавычек. А вот с названиями наших компаний все сложнее: например, у коммерческих компаний кавычки ставятся, а у государственных, чаще всего, нет. Сочетания предлога «на» с частицами и междометиями, которые при этом выступают в роли наречия, пишутся раздельно, в два слова. Порция примеров для закрепления: на ура, на авось, свести на нет. Кавычки во всех этих сочетаниях не нужны.
Слова, выражающие оценку, пишутся без кавычек. Получил пять или четвёрку, сдал экзамен на хорошо или отлично — пишем без кавычек. Но если в текст врывается родовое слово (получил оценку «хорошо»), кавычки нужны.
Когда мы употребляем какие-то выражения в переносном значении, сразу хочется их закавычить. На самом деле все эти устойчивые словосочетания пишутся без кавычек. Проверяем по словарю: если это слово есть в словаре в том значении, которое подразумевается, даже с пометкой «разг.» — пишем без кавычек. Например: взвесить все за и против. В словаре сказано: «за» может выступать в роли существительного (взвесить все за и против). Кавычки не нужны.
Имена собственные не всегда нуждаются в кавычках. Одни из самых популярных примеров — театры, музеи и вузы. Зачастую это единые сочетания, которые являются целиком именем собственным вместе с родовым словом. Например, Большой театр, Театр сатиры, Московский театр мюзикла, Русский музей, Московский государственный университет. При этом есть театр «Современник» или кинотеатр «Пионер».
Многофункциональные знаки
Запятая Роса, сверкающая бриллиантами в траве, рассыпалась под босыми ногами, а ее мелкие капельки оставляли приятную прохладу на коже.
Тире Мальчики – их было трое – быстро карабкались по склону горы. Гора погружалась в сумерки – приходилось спешить.
По своим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (разделяющие) (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Запятая и тире – многофункциональные знаки.
В русскоязычном наборе пробел (знаком препинания не является) обязательно ставится:
- после, а не до запятой, точки, точки с запятой, двоеточия, вопросительного или восклицательного знака (и их сочетаний), многоточия в конце фразы или предложения, закрывающей скобки и закрывающей кавычки;
- до, а не после, открывающей скобки, открывающей кавычки и многоточия в начале предложения;
- и до, и после длинного тире (в английском языке, наоборот, длинное тире не окружается пробелами).
Пробел не нужен:
1) при написании сокращений (км/ч, ж/д)
2) если слеш употреблен в числах вместо тире (2011/2012)
3) если слеш разделяет одиночные слова (приход/расход; и/или)
Внимание! Если слеш стоит между словосочетаниями (или словом и сл/соч) пробелы нужно ставить ОБЯЗАТЕЛЬНО! ПРАВИЛЬНО: У ребенка есть мама / приходящий папа.
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Пунктуация
Тест на тему Знаки в соответствии с интонацией
Тест на тему Нужны ли кавычки?
Контрольный тест по пунктуации
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. “Пунктуация в таблицах“, “Перечень пунктограмм“, “Синтаксический разбор“, вернуться на главную