Запятая перед и/или/либо в ССП не нужна ССП без запятой

вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. “Пунктуация в таблицах“, “Перечень пунктограмм“,  “Синтаксический разбор

 

ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД И В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ НЕ НУЖНА ЕСЛИ:

обе части содержат общий второстепенный член,

общее придаточное предложение,

 

общее вводное слово

 

общая частица

общая интонация (? !)

Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края.

(Когда взошло солнце)[роса высохла ]  и  [трава позеленела].

Словом, время уже истекло и пора было уходить.

Пусть светит солнце и птицы поют.

Где будет собрание и кто его председатель?

обе части – безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.
обе части – назывные предложения Хриплый стон и скрежет ярый.

 

 

СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЕЗ ЗАПЯТОЙ

условие пример

1) Части предложения, соединённые союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), имеют:

а) общий второстепенный член На заре кричат петухи и кудахчут куры.
б) общую частицу Только кричат петухи и кудахчут куры.
в) общую вводную конструкцию (слово, словосочетание, предложение) По-моему, кричат петухи и кудахчут куры.

 

г) общее придаточное предложение Когда я проснулся, кричали петухи и кудахтали куры.

2) Части предложения, соединённые союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), выражены:

а) двумя номинативными (назывными) предложениями Мороз и солнце!
б) двумя вопросительными или двумя побудительными предложениями Где ты был и почему я тебя вчера не смогла увидеть? Неси чашки и давайте пить чай.
в) двумя восклицательными предложениями

 

Как часто мы встречаемся и как я рад этим встречам!
г) двумя неопределённо-личными предложениями при едином подразумеваемом производителе действия Подсудимых куда-то уводили и потом вновь ввели в зал суда;

 

д) двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки