Трудные случаи употребления двоеточия

вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. “Пунктуация в таблицах“, “Перечень пунктограмм“,  “Синтаксический разбор

Трудные случаи употребления двоеточия в предложении

однородным членам предшествует обобщающее слово или словосочетание Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба.
после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например,  Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями 
двоеточие ставится и без обобщающего слова, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление. Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки
перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в этом месте можно вставить слова “а именно И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута.
в бессоюзном сложном предложении между частями можно вставить слова “а именно В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более…
в первой части делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну.
можно вставить “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что”… Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами
между частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.