Трудные случаи употребления двоеточия

вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. «Пунктуация в таблицах«, “Перечень пунктограмм“,  “Синтаксический разбор“, вернуться на главную




 

Трудные случаи употребления двоеточия в предложении

-однородным членам предшествует обобщающее слово или словосочетание: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба.

-после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например:  Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями. 

-двоеточие ставится и без обобщающего слова, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки.

-перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в этом месте можно вставить слова “а именно”: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута.

-в бессоюзном сложном предложении между частями можно вставить слова “а именно”: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более…

-в первой части делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта:  Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну.

-можно вставить “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что”… Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами.

-между частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку: Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.


Тест на тему Двоеточие
Тест на тему Употребление тире и двоеточия
вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. «Пунктуация в таблицах«, “Перечень пунктограмм“,  “Синтаксический разбор“, вернуться на главную