Состав слова

вернуться на главную, на стр. “Морфемика в таблицах“, “Морфемный разбор

основа – это часть слова, которая выражает его лексическое значение (формообразующие суффиксы в основу слова не входят)
корень слова – общая часть родственных слов
аффикс – общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.
приставки, или префиксы, – части слова, стоящие перед корнем
суффиксы – части слова, стоящие между корнем и окончанием
постфикс (в применении к аффиксу -ся, -сь)
окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Относится к аффиксам.
По степени самостоятельности различаются корневые морфемы  свободные и связанные.
В большинстве сложных слов выделяется еще одна часть слова – соединительная гласная (интерфикс)
Морфемный анализ (разбор слова по составу). Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

При разборе слова по составу  мягкий знак относится к той морфеме, мягкость согласного в которой он обозначает. В начальной школе разбор слова по составу будет выглядеть так: стуль-я. Бытует также мнение, что мягкий знак не отражает морфемный состав слова, поэтому отнесение его при разборе слова к той или иной части не является принципиальным. В старших классах при морфемном разборе учитывается звуковой состав слова: стульj-а.
Твердый знак в старых учебниках русского языка было принято выделять вместе с приставкой. В некоторых новых программах начальной школы, например “Перспективная начальная школа” – тоже, например: съ-езд. Твердый знак не обозначает звука речи, и следовательно не должен включаться ни в одну морфему. В учебниках, отражающих это мнение, условный знак приставки будет стоять в слове съезд над буквой с, а знак корня над -езд. Третье мнение: твердый знак не отражает морфемный состав слова, поэтому отнесение его при разборе слова к той или иной части не является принципиальным. с-ъезд в данном случае – допустимый вариант разбора слова по составу.
Проблемы со знаками ъ и ь связаны с тем, что они не обозначают звуков, а устная речь — первична. Поэтому тенденция к “выключению” знаков, не обозначающих звуки, при морфемном разборе будет усиливаться.

Каждая значимая часть слова – приставка, корень, суффикс, окончание – называется морфемой. В основу входит корень и аффиксы (приставки, словообразовательные суффиксы, постфиксы).

Постфикс (лат. прикрепленный) – аффикс, находящийся после окончания в абсолютном конце слова.

В русском языке 5 постфиксов: 2 глагольных (-ся / -сь, -те: бороться, борюсь, учите) и 3 местоименных (-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-нибудь, чей-либо).

Выше перечисленные аффиксы являются словообразовательными.

Так, постфикс – ся придает глаголам переписываться, ссориться значение взаимности, а местоимения и наречия с постфиксами –то, -либо, -нибудь (кто-то, где-либо, когда-нибудь) имеют значение неопределенности.

Постфикс –ся / -сь выполняет словоизменительную функцию: он используется для образования форм страдательного залога. Например: Рабочие строят дом. – Дом строится рабочими.

Словоизменительный постфикс – те в форме повелительного наклонения глагола выражает грамматическое значение множественного числа: думай – те, запоминай – те.

Постфиксы совмещают в себе признаки приставок и суффиксов. Глаголы остаются глаголами, местоимения – местоимениями (начинать – начинаться, какой – какой-либо).

Формообразующие суффиксы, окончания, интерфиксы и постфиксы в основу не входят.  При их наличии основа прерывистая: учи_ся (учиться), начина_сь (начинаясь).

Одним из способов словообразования является переход из одной части речи в другую. Необходимо при этом обращать внимание на изменение характера морфем.
Например, при переходе причастия нападаЮЩий в существительное суффикс -ющ- перестает быть формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий — “тот, кто заведует”, вед-ущ-ий — “тот, кто ведет”. Суффиксы -ущ- / -ющ-, -ащ- / -ящ- становятся словообразовательными поэтому входят в основу субстантивированных причастий.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением: существительных (дома, весной), прилагательных (в открытую), деепричастий (сидя, лёжа), числительных (вдвое).
При переходе формы сущ. весн-ой в наречие окончание -ой становится словообразовательным суффиксом, основа наречия – все слово весной. Так же сидя, лёжа – основы наречий; сид- леж основа деепричастия

СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

По степени морфемной и семантической самостоятель­ности различают свободные и связанные корни.

Свободными называются корни, способные высту­пать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с оконча­нием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.

К связанным относятся корни, выступающие толь­ко в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе чле­нимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней: вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, при­бавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав– выступал самосто­ятельно.

Образование слов со связанными корнями вызвано раз­нообразными изменениями слова в процессе исторического развития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов — палец явление связанности корня вызвано утратой исходно­го слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном зна­чении как слово с нечленимой основой, а во втором — солн­це — расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они
1) не употребляются в качестве нечленимых основ;
2) характери­зуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.;
3) имеют затемнен­ное для современного восприятия значение, подобно сло­вам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы точить, кромешный ад, попасть впросак и т.д.

Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Корни свободные и связанные
Тесты на тему Морфемика


Тест на тему Морфемный разбор
Тест на тему Схема разбора слова по составу
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на главную, на стр. “Морфемика в таблицах“, “Морфемный разбор