вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную
Род – это грамматическая категория, постоянный признак имени существительного. Грамматические значения чаще всего выражаются помимо воли говорящего, однако для определенного класса имен возможен выбор рода как самого имени (учитель – учительница), так и согласуемых слов (учитель пришел / пришла). Но подавляющее большинство слов, обозначающих наименования лиц по профессии, роду занятий мужского рода.
Слова типа врачиха, профессорша, во-первых, носят разговорно-просторечный и пренебрежительно-оценочный характер; во-вторых, имеют дополнительное значение (жена врача, профессора), вследствие чего при их употреблении может возникнуть нежелательная двусмысленность. Возможны в литературном языке только образования с суффиксами -к-, -ниц- (-иц-), -есс-: пионерка, спортсменка, трактористка, ученица, певица, монтажница, поэтесса, баронесса и т. п.
Нет параллельных соответствий женского рода в ряде наименований лиц мужского пола, к которым относятся:
административные и должностные названия: адвокат, делегат, депутат, консультант, корреспондент, министр, мэр, премьер-министр, помощник (депутата), посол, президент, референт, руководитель, советник, эксперт;
обозначения ученых степеней: академик, доктор наук, доцент, кандидат наук, профессор, член-корреспондент;
названия лиц по военным специальностям: боец, воин, генерал, капитан, майор, офицер, пилот, полковник, сержант;
слова на -ор, -тор, -ер, -вед, -лог, -граф, -фил: автор, библиограф, библиофил, губернатор, директор, лектор, литературовед, оратор, прокурор, редактор, спринтер, филолог, языковед.
Определения при таких словах всегда употребляются в форме мужского рода, однако глагол используется в соответствии с тем, лицо какого пола обозначает существительное.
Есть немногочисленная группа существительных женского рода, не имеющих парного образования мужского рода (балерина, доярка, няня…). Слова балерун, дояр, нянь – разговорные. Для наименования лиц мужского пола, занимающихся соответствующей профессией, рекомендуется использовать описательные выражения (артист балета, работник фермы)
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему “Употребление имен существительных в речи”
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную