вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
Как сделать синтаксический разбор словосочетания
Сначала надо выяснить, какое слово главное, а какое – зависимое, а для этого поставить вопрос. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Над главным словом поставить крестик, а от него к зависимому провести стрелку и над ней написать вопрос.
Если главное слово – именная часть речи, написать “именное”, если глагол – “глагольное”, если наречие – “наречное”.
Затем записать тип связи слов: согласование, управление или примыкание.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ПРОСТОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Оранжевый закат широко разлился за рожью (А.Н.Толстой)
- Предикативная основа закат разлился; группа подлежащего: оранжевый (какой) закат
- Начальная форма оранжевый закат
- Тип словосочетания по структуре простое
- Тип словосочетания по гл.слову, структурная схема именное (субстантивное), прил. + сущ.
- Тип по степени спаянности гл. и зав. сл. свободное
- Тип отношений между главным и зависимым словом определительные, называют предмет и его признак по цвету
- Вид синтаксической связи согласование полное, грамматическое, осуществляется с помощью флексии прил.
План разбора
Выписать словосочетание из предложения (оранжевый закат).
Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово (закат какой? – оранжевый, словосочетание простое).
Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова (главное слово – сущ. закат, зависимое слово – прилагательное).
Назвать тип словосочетания по главному слову (словосочетание именное субстантивное; семантически необусловленное, свободное).
Определить вид подчинительной связи (согласование полное, грамматическое, выражено окончанием прилагательного).
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Все отметили девушку высокого роста
Предикативная основа все отметили; группа сказуемого: отметили (кого?) девушку высокого роста
Словосочетание девушка высокого роста – сложное. Оно построено по принципу распространения сущ. девушка словосочетанием высокого роста
Начальная форма – девушка + (высокого роста)
В этом случае анализ словосочетания предполагает два уровня членения: на первом уровне необходимо выделить словосочетание высокого роста.
Первый уровень членения – высокий рост (прил.+сущ. – субстантивное, свободное, определительное, вид связи – согласование полное)
Второй уровень девушка + высокого роста (сложное, тип субстантивное: сущ. + (прил. + сущ), так как главное слово – сущ. девушка; зависимые – высокого роста
Словосочетание сложное, синтаксически несвободное (структурно нечленимое в данном контексте) определительное (девушка какая?), подчинительная связь – управление приименное, беспредложное, сильное. При изменении главного слова девушка, девушку, о девушке высокого роста зависимая часть не изменяется.
Цельное словосочетание является одним членом предложения!
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Несвободные (цельные) словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную