Порядок выделения ГО

вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»







ПОРЯДОК ВЫДЕЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Я остолбенело застыл (что сделал?) на скамейке, в то время как все повскакали (что сделали?)  с мест, кричали (что делали?)  и толкались (что делали?)  (Ю.Трифонов).

Какие слова выражают действие?

Что сделал? застыл Что сделали? повскакали Что делали? кричали Что делали? толкались

Кто производитель действия?

Кто застыл? — Я Кто повскакал? — все Кто кричал? — все Кто толкался? — все
Две грамматические основы: я застыл; все повскакали, кричали и толкались
Природу сравнивают (что делают?) с книгою, (какой?) заключающей в себе истину, но (какую?) написанную языком, которому нужно учиться (что делать?), чтобы понять (что сделать?) книгу (Н. Чернышевский).

Какие слова выражают действие?

Что делают? сравнивают Что делать? учиться Что сделать? понять

Кто производитель действия?

Кто сравнивает? Они, люди, все; сравнивают 3-е л. мн.ч.- неопределенно-личное предложение. Кто должен учиться? Подлежащего не может быть: нужно учиться – СГС, безличное предложение Кто должен понять? Подлежащего не может быть: понять книгу инфинитивное предложение.
Три грамматические основы, выраженные сказуемыми: ПГС, СГС, инфинитив