вернуться на стр. «Культура речи» на стр. «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного»
Ошибки при образовании форм существительных
Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности
Все смотрели на него как на призрака на что? на призрак (неодуш. В.п. = И.п): Они запрягали в сани два медведя кого? двух медведей (одуш. В.п. = Р.п.)
Ошибки при употреблении рода
новая новый рояль, больной больная мозоль, белая белый тюль, розовая розовый шампунь
пирожки с повидлой повидлом
просторное просторную авеню («авеню» = «улица»)
Он рос круглым сиротой. НО! Он оказался хитрой лисой («лиса» имеет значение качественной оценки)
Белова – опытная опытный архитектор
Ошибка в определении рода у слова мозоль (не любимый, а любимая мозоль). Наоборот слова тюль, бюллетень, рояль очень часто ошибочно согласуют с определениями женского рода.
Среди названий обуви (лапти, сандалии, тапки, туфли) только лапоть муж.р., остальные женского рода.
Род сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом определяется по слову, от которого образовано (семя — семечко, рука — ручка)
Ошибки при употреблении числа
Все вокруг заросло кустарниками (единственное число обозначает множественность) кустами калины. (Аналогично: оружие, посуда, продовольствие, скотина, обувь, одежда…)
Криками и свистами (нет мн.ч.) свистом прогнали собаку
У нас во дворе качель (нет ед.ч.) сломалась качели сломались
Ошибки в склонении
Возникают проблемы при использовании окончаний -а / -ы во мн.ч. И.п. у существительных. Ошибки: бухгалтера, инженера, конструктора, офицера… Правильно: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
В Р.п. у существительных во мн. ч. возникают затруднения при выборе окончания -ов или нулевое: у партизанов (правильно – у партизан); много красивых платий (правильно – платьев); много туфлей (правильно — туфель).
Сколько время? (правильно – Сколько времени?)
У ряда сущ. ед.ч. бывает трудно выбрать окончание в Р.п.: -а/-я или -у (мела, камня, но из лесу, сбить с толку)
В П.п. встречаются варианты окончаний в ед.ч. -е или — у (на лугу, но на пляже)
У меня на гла’зе глазу’ был ячмень
Запомни!
Нет мн.ч. Р.п. у слов: мечта, тахта, мольба, дно
Нет ед.ч. у слов: девчата, зверята, ребята, родители
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Употребление имени существительного
Тест на тему Формы имени существительного
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи» на стр. «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«