вернуться на страницу “Фонетика в таблицах” “Таблицы“, “Фонетический разбор” “Орфография в табл.”, “Орфографический разбор”
Опознавательные признаки орфограмм по слабыми сильным позициям
Тип буквенных орфограмм
- Гласные – (слабая позиция) безударность гласного [малако]; (сильная позиция) – наличие шипящего и ц перед гласными маш[ы]на, ц[ы]фры
- На согласные – (слабая позиция) -конец слова слог – сло[к]; – стечение согласных сердце – [с’эрцэ] (сильная позиция) – н перед суффиксом длинный, – н перед окончанием здоровенный
- ь неразделительный – (слабая позиция), -мягкие согласные – (сильная позиция) [ца] на конце глаголов, смеё[ц]а; -шипящие на конце слова спишь
- ь и ъ разделительные (сильная позиция) – звук [й] после согласных съем –[сй’эм] и перед гласными вьюга – [в’й’уга]
Опознавательный признак – примета, сигнал к тому, что требуется применить правило. Таким сигналом может быть безударный гласный или ударный после шипящего. В слабой позиции звук, представляющий фонему, испытывает влияние положения в слове (парный согласный по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, стечение согласных).
Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные)
– Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые): а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове(в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)
– Звонкие и глухие согласные: а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д – т, з-с, ж – ш; б) место в слове
– Непроизносимые согласные: а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
– Разделительный ь: наличие звука [j] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё
– Разделительный ъ: а) наличие звука [j] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
– Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
– Заглавная буква в именах собственных: а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
– Заглавная буква в начале предложения: а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
– Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: наличие в слове сочетаний
– ь на конце имен существительных после шипящих: а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
– Безударные окончания имен существительных: а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е – и; в) часть речи: имя существительное
– Правописание окончаний имен прилагательных – ого, – его: а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
– Правописание безударных личных окончаний глаголов: а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут – ют, ат – ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее
Знание опознавательных признаков орфограмм – орфографическая зоркость – необходимое условие грамотного письма. Заучивание правил без орфографической зоркости не избавит от ошибок.
Ошибка в написании жи и ши случается очень редко. С этим правилом дети знакомятся в первом классе. Иллюстративный материал, занимательный материал: ребусы, “рассыпанные” слова, “цепочки” слов, скороговорки и т.д. – является одним из средств воспитания у учащихся мотивов обучения, способствует образному мышлению, запоминанию материала.
А соседство [т] + [с] → [цц] в глаголах не воспринимается опознавательным признаком орфограммы даже у некоторых взрослых: мыться [мыцца] (фонетический принцип – пишу как слышу – в данной ситуации не подходит).
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тренажеры
Тест на тему Фонетический разбор
Тест на тему Опознавательные признаки орфограмм
#фонетический_разбор
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу “Фонетика в таблицах” “Таблицы“, “Фонетический разбор” “Орфография в табл.”, “Орфографический разбор”