Научный стиль

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»







НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. ОСОБЕННОСТИ ПОДСТИЛЕЙ
  Академический научный стиль Научно-популярный стиль
 В лексике — термины поясняются только новые;

— однозначность слова;

— частая повторяемость ключевых слов;

— отсутствие образных средств;

— употребление цифр и специальных терминов минимально, все термины подробно поясняются;

— употребление разговорной лексики, окказиональных грамматических конструкций;

— широко используются образные средства (метафоры, эпитеты, сравнения, перифразы, риторические вопросы);

 

 В морфологии — преобладание существительных;

— частое использование абстрактных отглагольных существительных;

— неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

— неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

— морфологический строй имеет глагольный характер, диалогичен, субъективно-объективен, в нем велико внимание к действию, к его производителю, более активна роль автора и его взаимосвязь с читателем;

— минимум союзов, отображающих причинно-следственные связи, слов, обозначающих последовательность мыслей, глаголов с осложненным лексическим значением;

— избегание нанизывания родительных падежей, использования абстрактных слов, глаголов обособленного действия, безличных глаголов, связанных с ними местоименных конструкций 3-го лица, лекционно-канцелярских оборотов;

 В синтаксисе — прямой порядок слов (предпочтителен);

— широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

— преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

— редкое использование неполных предложений;

— обилие сложных предложений;

— частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

— своеобразие интонационно-пунктуационного оформления (пунктуация позволяет передать прерывистость речи, создать неожиданные паузы);

— неожиданные пропуски в цепи сообщений;

— присоединительные конструкции;

— градация;

— юмор и ирония, пословицы и поговорки — факторы занимательности.