Научный стиль

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ. ОСОБЕННОСТИ ПОДСТИЛЕЙ
  Академический научный стиль Научно-популярный стиль
 В лексике – термины поясняются только новые;

– однозначность слова;

– частая повторяемость ключевых слов;

– отсутствие образных средств;

– употребление цифр и специальных терминов минимально, все термины подробно поясняются;

– употребление разговорной лексики, окказиональных грамматических конструкций;

– широко используются образные средства (метафоры, эпитеты, сравнения, перифразы, риторические вопросы);

 

 В морфологии – преобладание существительных;

– частое использование абстрактных отглагольных существительных;

– неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

– неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

– морфологический строй имеет глагольный характер, диалогичен, субъективно-объективен, в нем велико внимание к действию, к его производителю, более активна роль автора и его взаимосвязь с читателем;

– минимум союзов, отображающих причинно-следственные связи, слов, обозначающих последовательность мыслей, глаголов с осложненным лексическим значением;

– избегание нанизывания родительных падежей, использования абстрактных слов, глаголов обособленного действия, безличных глаголов, связанных с ними местоименных конструкций 3-го лица, лекционно-канцелярских оборотов;

 В синтаксисе – прямой порядок слов (предпочтителен);

– широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

– преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

– редкое использование неполных предложений;

– обилие сложных предложений;

– частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

– своеобразие интонационно-пунктуационного оформления (пунктуация позволяет передать прерывистость речи, создать неожиданные паузы);

– неожиданные пропуски в цепи сообщений;

– присоединительные конструкции;

– градация;

– юмор и ирония, пословицы и поговорки – факторы занимательности.