Научный стиль

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»




Научный стиль речи

Основные признаки научного стиля речи

 Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Признаки научного стиля:

В лексике
а) термины;
б) однозначность слова;
в) частая повторяемость ключевых слов;
г) отсутствие образных средств;
В составе слова
а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;
б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;
В морфологии
а) преобладание существительных;
б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;
в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;
г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;
В синтаксисе
а) прямой порядок слов (предпочтителен);
б) широкое использование словосочетаний
сущ. + сущ. в род. п.;
в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;
г) редкое использование неполных предложений;
д) обилие сложных предложений;
е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;
Основной тип речи — рассуждение и описание

Жанры научного стиля

Собственно научный стиль  (монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа)
Научно-информативный (реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание)
Научно-справочный (словарь, справочник, каталог)
Научно-учебный (учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение)
Научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья)

Работа с любым научно-техническим текстом состоит из необходимости умения анализировать содержание смысловых частей, которые могут быть неодинаковыми с точки зрения ее значимости.

В смысловой части текста может выделяться основная и дополнительная информация. К основной информации текста относят те факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, описания, нарушение логики рассуждения автора. Для того чтобы выделить основную информацию смысловой части, необходимо найти в ней констатирующие тезисы и выводы. Чаще всего главную мысль абзаца выражают первое и второе предложения.

К видам дополнительной информации относятся: дополняющая, иллюстрирующая и конкретизирующая, дублирующая, резюмирующая.

Дополняющая информация расширяет, углубляет основную путем ее разъяснения, толкования, раскрытия сущности рассматриваемых в ней явлений.

Конкретизирующая и иллюстрирующая информация содержится в тех предложениях текста, где автор 1) приводит конкретные примеры, уточняющие, подтверждающие или объясняющие высказанную мысль; 2) подтверждает, иллюстрирует свою мысль, приводя цитаты, высказывания других ученых. Дополнительная информация в виде примеров, иллюстраций может вводиться словами: например, так, так, например, такие же; конкретизирующая информация вводится союзным аналогом в ча­стности.

В тексте может содержаться и дублирующая информация, т.е. повторение уже переданной информации, обеспечивая связность текста, его смысловое развитие. Если термин является общеупотребительным, то, как правило, его объяснение опускается. Сигналами дублирующей информации служат слова и конструкции: или, то есть (т.е.), иными (другими) словами, это означает (значит), что озна­чает, иначе говоря, вернее, точнее и т.п.

В резюмирующей информации делаются выводы, подводятся итоги, обобщаются основные мысли текста. Эта информация вводится словами: таким образом, итак, подводя итог, таковы и др.которые указывают на то, что автор переходит к обобщению вышеизложенного, подводит итоги.

Примеры дополнительной информации:

Взрыв прогремел на федеральном магистральном газопроводе в Оренбургской области — основная информация
Инцидент произошел на территории Илекского района — дополняющая

Зима в этих краях бывает суровой — основная информация
Морозы достигают 60 градусов — дублирующая

На борту Сигнуса также находится новая спальная капсула — основная информация
В настоящее время в американском сегменте МКС работают пять астронавтов, имея всего четыре
станции для сна — конкретизирующая

НАСА опубликовало звуки с поверхности Марса — основная информация
На записи слышны треск и гул — иллюстрирующая

Морская вода содержит много соли — основная информация
Вот почему она не пригодна для приготовления пищи — резюмирующая


Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Научный стиль


Тест на тему Языковые и структурные особенности научного стиля. Тесты на тему Стили речи


вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»