вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
Несвободные словосочетания составляют единства с точки зрения семантики (значения):
а) синлексы *зачетная книжка, студенческий билет, принять участие;
б) фразеологизмы * бить баклуши. Фразеологизм — это устойчивое словосочетание, оборот речи, который употребляется в переносном смысле, как и метафора.
Лексически цельные словосочетания – это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Однозначно к лексическим цельным словосочетаниям можно отнести лишь фразеологизмы.
Несвободные (цельные) словосочетания представляют собой синтаксически цельную единицу. В несвободных СС грамматически зависимое слово становится главным по смыслу: Купить два килограмма фруктов (управляемое числительным существительное – главное по смыслу).
Чтобы правильно выделять члены предложения, надо знать группы цельных несвободных СС:
- Количественно-именные словосочетания. Гл. слово обозначает количество, но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в Р.п. три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг
- Словосочетания со значением избирательности Гл. слово — местоимение или числительное, зависимое — сущ. или местоимение в Р.п. с предлогом «из» один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят
- Словосочетания с метафорическим значением. Гл. слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст, листьев медь, костёр рябины.
- Словосочетания со значением неопределённости Гл. слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилаг., причастие что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий
- Словосочетания со значением совместности. Равноправные участники совм. действия (подлеж.). Гл. слово — сущ. или местоимение в И.п., зависимое — сущ. в Т.п. с предлогом «с» сказуемое во мн.ч. мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания девушка с голубыми глазами, человек высокого роста
- Словосочетания в составных сказуемых. Включают в себя вспомог. глаголы, глаголы-связки или другие вспомог. компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Не являются словосочетаниями:
1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет;
2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову;
3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
4. Составные (аналитические) словоформы: более светлый, будет ходить;
5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.
Чтобы правильно выделить несвободные СС, используют приём трансформации, то есть подбирается СС с другим типом связи, при этом, если два сочетания (данное и новое) совпадают по семантике, то компоненты СС – это отдельные члены предложения, а само СС – синтаксически свободное; если же при трансформации новое и данное СС расходятся по семантике, то перед нами несвободное СС, например: стая птиц – птичья стая (свободное СС); стакан молока – молочный стакан (различная семантика – несвободное СС. Иногда несвободные СС нельзя трансформировать: килограмм сметаны, метр шёлка, несколько человек.
Несвободные СС называются синтаксически неделимыми. В предложении несвободные СС – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются единым членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Несвободные (цельные) словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную