вернуться на стр. “Глагол в табл.“, “Морфологический разбор глагола”
НСВ → СВ
приставочный Делать – сделать. Играть – сыграть. Писать – написать.
суффиксальный Бросать – бросить. Исчезать – исчезнуть.
прист.-суффиксальный Глотать – проглотить. Ронять – уронить. Крепить – укреплять
от другой основы Брать – взять. Говорить – сказать. Ловить – поймать
мена ударения Отрезать – отрезать. Осыпать – осыпать.
СВ → НСВ (Имперфективация)
суффиксальный Перечитать – перечитывать. Просеять – просеивать. Деть – девать.
прист.-суффиксальный Купить – покупать.
суфф.-постсуфф. Лечь – ложиться.
от другой основы Прийти – приходить. Положить – класть. Сесть – садиться.
чередование гласных Послать — посылать. Собрать — собирать. Оттереть – оттирать.
Тесную связь вида с лексическим значением слова демонстрируется образованием глагола СВ присоединением приставок, суффиксов, мены ударения. Полученные глаголы СВ лексически не совпадают с мотивирующим словом.
Имперфективация – образование глаголов НСВ.
- Первичная– образование форм НСВ от простых, непроизводных глаголов СВ с помощью суффиксов имперфективации -ива-(-ыва-) / -ва- / -а-(-я-) (представлена немногочисленными глаголами): дать – давать, пустить – пускать, бросить – бросать.
- Вторичная– образование форм НСВ от приставочных глаголов СВ со словообразовательной и чистовидовой приставками (в данном случае с образованием видовой тройки): читать – перечитать – перечитывать; писать – переписать – переписывать; мариновать – замариновать – замариновывать.
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов одного вида от другого
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Глагол в табл.“, “Морфологический разбор глагола“