вернуться на главную, перейти на стр. “Перечень пунктограмм“, “Пунктуация в таблицах“, “Устойчивые сочетания с союзом как”
Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 5)
Схема пунктуационного разбора предложения
- Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
- Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
- Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образцы пунктуационного разбора предложения
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун,1 [который,2 (чтобы не бегать очень быстро),3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).
Грамматические основы:
- бегун участвует – грамматическая основа главного предложения
- который (=бегун) привязывает
- не бегать (главный член односоставного безличного предложения)
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение
Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное
Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.
Я слышал,1 (как Гайдар чистил котелок песком2 и ругал его за то,)3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).
Грамматические основы:
- Я слышал – грамматическая основа главного предложения
- Гайдар чистил и ругал
- ручка отвалилась
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:
Я слышал – главное предложение
Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное
За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом
Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Грамматические основы:
- Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
- которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
- очки спадают
- он не в силах отнять
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пари заключается в том,1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня),2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то,3 (что я вам скажу),4 а (если он не останется),5 то я исполню любое приказание,6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)
Грамматические основы:
пари заключается – грамматическая основа главного предложения
повелитель останется
вы должны исполнить
я скажу
он не останется
я исполню
вы дадите
Объяснение знаков препинания
- Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
- Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:
Пари заключается в том – главное предложение
Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/
При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное
При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное
Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное
Исполнить что? То, /что я вам скажу/ – четвертое придаточное
Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное
Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ – в обоих случаях смысл теряется)
3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного
- Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
В составе сложного предложения нет осложненных простых.
Примечание:
Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
– если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
– если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
– если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:
Он ушёл и не сказал куда.
Образцы анализа:
1. Чтобы быть хорошим преподавателем, 1
1 2 нужно любить то, 2 2 3 что преподаёшь, 3 3 2 и любить тех, 4 2 4 кому преподаёшь (В. Ключевский).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предло-
жение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения;
это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 – запятая выделяет 1-е придаточное П (первой запятой нет,
так как совпадает с началом предложения);
2 и 3 – запятые выделяют 2-е придаточное П;
4 – запятая выделяет 3-е придаточное П (второй запятой нет,
так как совпадает с концом предложения);
2. В любви, 1 /как и в грамматике/, 2 смысл зависит от окончания (Г. Ландау).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 — запятая выделяет обособленное обстоятельство,
выраженное сравнительным оборотом.
3. Французский символизм, 1 /родоначальник всего символизма как школы/, 2 выдвинул на передний план чисто литературные задачи, 3 свободный стих, 4 более своеобразный и зыбкий слог, 5 метафору, 6 /вознесенную превыше всего/, 7 и пресловутую «теорию относительности» (Н. Гумилев).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 – запятые выделяют обособленное определение – приложение, стоящее после определяемого слова.
3, 4, 5 – запятые разделяют однородные дополнения, связанные без союзов.
6 и 7 – запятые выделяют обособленное опреде ление, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
какой? что за? какую?
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Знаки в соответствии с интонацией
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации
Тест на тему Пунктуация в сложносочиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
Тест на тему Запятая на стыке союзов
Тест на тему Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Тест на тему Сложные предложения с разными видами связи
Тест на тему Употребление знаков препинания
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом как.
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом и.
Диктант по пунктуации
Тест на тему СПП без запятой
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. “Перечень пунктограмм“, “Пунктуация в таблицах“