ЛОМАТЬ НЕ СТРОИТЬ

вернуться к “Морфемика в песнях

Переделанная песня “Крылатые качели” – муз. Е.Крылатова – к/ф “Приключения Электроника”lomat

 

В юном месяце апреле
В старом парке тает снег.
Я проснулся еле-еле
и теперь беру разбег.
Опоздал, мне в наказанье
дали слово разобрать:
корень, суффикс, окончанье
и приставку указать.

Ха-ха, ломать не строить! Я слово расчленю,
команду дать мне стоит, как гончей: “У-лю-лю!”

Для разбора слово дали
всем знакомое – “проспал”.
Я проспал, они проспали –
окончанье откопал.
Окончанье нулевое.
А приставку чтоб найти,
аналогии построю:
про-гулять, про-гнать, про-йти.

Ха-ха, ломать не строить! Я слово расчленю,
команду дать мне стоит, как гончей: “У-лю-лю!”

А сейчас отыщем корень
в однокоренных словах:
сон, про-сп-ать, у-сн-ул… О, горе,
буква общая одна.
Рассказал тогда учитель
о чередованиях:
– Любят корни, вы учтите,
переодевания.

Я очень был расстроен, и больше не пою:
“Команду дать мне стоит, как гончей: “У-лю-лю!”

 


Разбор слова по составу – морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова. Основным приемом при разборе слова является 1) подбор его форм (для выделения окончания), 2) одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и 3) однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем. В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования.Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать).
сегодня, день… (-дн-/-ден-)
вижу, видишь… (-виж-/-вид-)
грустит, грущу… (-груст-/-грущ-)
взгляд, гляжу… (-гляд-/-гляж-)
руки, ручной… (-рук-/-руч-)
тонок, тонкий, тончайший… (-тонок-/-тонк-/-тонч-)
обняв, обнимать… (-ня-/-ним-)
послушай, слуховой, неслыханно, слышимость… (-cлуш-/-слух-/ -слых-/-слыш-)
идти, прийти, приду, нейдёт (на ум), приходить, шедший… (-ид-/-й-/-д-/-йд-/-ход-/-шед-)Пример морфемного анализа:
про-сп-а-л
нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.
основа – проспал
л – суффикс глаголов прошедшего времени,
а – суффикс глагольной основы,
про – приставка, обозначает характер действия
корень -сп-; возможно чередование сп//сн//сон//сып.