Графический разбор

вернуться на главную

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы,  а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами:  ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].

Позиционный (его также называют  слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.

Сущность слогового принципа заключается в том,  что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.

Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

  1. После твердых согласных ж, ш, ц пишутся гласные и, е вместо требуемых слоговым принципом гласных ы, э: цифра (вместо цыфра), шить (вместо шыть), шерсть (вместо шэрсть).
  2. После мягких согласных ч, щ пишутся гласные а, у, о вместо требуемых я, ю, ё: чашка (вместо чяшка), чудо (вместо чюдо), мячом (вместо мячём), щуплый (вместо щюплый).

 

Схема графического анализа слова

  1. Привести графическую запись слова;
  2. определить графические значения всех букв и пробелов;
  3. указать фонемный «объем» буквы (пробела);
  4. отметить случаи, когда буква (пробел) уточняет значение соседней буквы;
  5. стрелками обозначить проявление позиционного принципа графики.

Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.

Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:

Образец графического анализа

  1. Якорь [jа˙кър’]. 5 букв – 5 звуков.
  2. Буква я передаёт звуки [j˙а], звуковое значение – главное; буква к («ка») передаёт звук [к], звуковое значение – главное; буква о передаёт звук [ъ], звуковое значение – второстепенное; буква р («эр») передаёт звук [р], звуковое значение – главное; буква ь (мягкий знак) не передаёт звука.

3-4.

Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.

К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.

О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.

Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.

 

Образец графического анализа:

Съёжиться

с – [с] – буква обозначает тот же звук,

ъ – [Ø]  – буква не обозначает звука,

ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,

ж – [ж] –  буква обозначает тот же звук,

и – [ы] – буква обозначает другой звук,

т  – [ц] – буква обозначает другой звук,

ь – [Ø] – буква не обозначает звука,

с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),

а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.

В слове 9 букв и 7 звуков.  Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.

В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:

1) буква с не смягчается перед  йотом,

2) буква  ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед  мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].

Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.

III.

граф 3

IV.

граф

III  и  IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь  между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.

Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.

вернуться на главную