Подвиды назывных предложений

вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»




ПОДВИДЫ НАЗЫВНЫХ (НОМИНАТИВНЫХ) ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1) Собственно-бытийные предложения. Не путать с собственно-назывными. Выражают идею существования явления, предмета, времени. Абсолютно отсутствует значение бытийности (названия, надписи): Апрель 22 года. Синева.Ночь, улица, фонарь«Война и мир»

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания:                                                 Вот мельница.

3) Оценочно-бытийные. Доминирование оценки (частицы ну, то, тоже мне, а еще). Оценочное существительное: Ну и денек! А уж характерКрасотаВздор.

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только): Только бы здоровье. Только не смерть. Если бы счастье.

5) побудительные (побудительно-желательные и побудительно-повелительные)    : Внимание! Добрый день! Огонь!

В распространенном назывном предложении может быть определение: Бессмысленный и тусклый свет.

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные: Скоро осень. Сравните: Скоро наступит осень). На улице дождь. (Сравните: На улице идет дождь).

Назывные (номинативные) предложения —это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Среди односоставных предложений номинативные занимают особое место: они относятся к именному типу и имеют четко выраженную, определенную форму – это именительный падеж существительного, личного местоимения или числительного.

Именительный падеж является формальным признаком номинативного предложения, однако это не решающий фактор для формирования номинативного предложения, так как далеко не каждое имя способно образовать номинативное предложение. Например, такие существительные, как студенчество, меньшинство, отклонение, типаж, промежуток и т.д., не могут приобрести функцию предложения. Номинативные предложения лексически ограничены словами, способными передавать значение бытийности.

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени.

вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«