Образование глаголов одного вида от другого

вернуться на стр.  “Глагол в табл.“, “Морфологический разбор глагола

НСВ  → СВ

приставочный                Делать – сделать. Играть – сыграть. Писать – написать.

суффиксальный             Бросать – бросить. Исчезать – исчезнуть.

прист.-суффиксальный Глотать – проглотить. Ронять – уронить. Крепить – укреплять

от другой основы           Брать – взять. Говорить – сказать. Ловить – поймать

мена ударения                 Отрезать – отрезать. Осыпать – осыпать.

СВ  → НСВ (Имперфективация)

суффиксальный             Перечитать – перечитывать. Просеять – просеивать. Деть – девать.

прист.-суффиксальный Купить – покупать.

суфф.-постсуфф.             Лечь – ложиться.

от другой основы           Прийти – приходить. Положить – класть. Сесть – садиться.

чередование гласных    Послать — посылать. Собрать — собирать. Оттереть – оттирать.

Тесную связь вида с лексическим значением слова демонстрируется образованием глагола СВ присоединением приставок, суффиксов, мены ударения. Полученные глаголы СВ лексически не совпадают с мотивирующим словом.

Имперфективация – образование глаголов НСВ.

  1. Первичная– образование форм НСВ от простых, непроизводных глаголов СВ с помощью суффиксов имперфективации -ива-(-ыва-) / -ва- / -а-(-я-) (представлена немногочисленными глаголами): дать – давать, пустить – пускать, бросить – бросать.
  2. Вторичная– образование форм НСВ от приставочных глаголов СВ со словообразовательной и чистовидовой приставками (в данном случае с образованием видовой тройки): читать – перечитать – перечитывать; писать – переписать – переписывать; мариновать – замариновать – замариновывать.

Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов одного вида от другого
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр.  “Глагол в табл.“, “Морфологический разбор глагола