Классы глаголов

вернуться на стр.  “Глагол в табл.“, “Морфологический разбор глагола

В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения, все глаголы современного русского языка делятся на классы.

Словоизменительные классы глаголов — это группы глаголов, принадлежащие к одному и тому же спряжению и характеризующиеся тождественным формальным соотношением основ настоящего и прошедшего времени.

Классы глагола могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивные классы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, которые характерны и для вновь образующихся в языке глаголов. Продуктивные классы постоянно пополняются новыми глаголами.

Продуктивные классы

I класс. Основа прош. вр. оканчивается на суффикс -а-, а основа наст. вр. – на этот же суффикс, к которому присоединяется еще суффикс -j-игр-а-л – игр-a-j-ут.
II класс. Основа прош. вр. оканчивается на , а основа наст. вр. на -e + -jбел-е-л – бел-e-j-yт.
III класс. Основа прош. вр. на -ов-а-л, а основа наст. вр. на -y-j-ут: рис-ов-ал – риc-y-j-yт, т.е. в основе наст. вр. сочетание -ов- заменяется в порядке чередования на гласную -у-  и  вместо суффикса -а- присоединяется суффикс -j-.
IV класс. Основа прош. вр. производная на суффикс – и –, а основа наст. вр. непроизводная на мягкую согласную или шипящую: бел-и-л – бел-ат, реш-и-л – реш-ат. Особенностью глаголов этого класса является то, что у них страдательные причастия прош. вр. образуются не от основы прош. вр., как у глаголов прочих классов, а от основы наст. вр., например: побел-ят – побел-ённый (ср. побели-л), реш-ат – реш-ённый (ср. реши-л), сохран-ят – сохран-ённый (ср. сохрани-л).
V класс. Основа прош. вр. на суффикс -н-у-, а основа наст. вр. на -н- (без гласной -у-): толк-н-у-л – толк-н-ут.
Примечание: В некоторых грамматиках IV и V классы меняются местами.

Непродуктивные группы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, по образцу которых новые глаголы не создаются.

К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-тьстереть); на -оло(ть)-(коло-тьполо-ть); на -ва- (дава-тъузнава-ть). У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес-ти (нес^_) – нес-у и т.п. Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.

Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.

  • 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на , в основе настоящего времени -а утрачивается: дрема-ть – дремл-ют, зва-ть – зов-ут, писа-ть – пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
  • 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени -а отсутствует: пища-ть – пищ-am, крича-ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
  • 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени  утрачивается: лете-ть – лет-ят, горе-ть – гор-ят и т.д. (48 глаголов).
  • 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – . В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мокну-ть – мокн-ут, мок – мок-л-икисну-тъ – кисн-ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
  • 5. Глаголы I спряжения, в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: плес-ти – плет-ут, нес-ти – нес-ут, пас-ти – пас-ут, пас-ть – пад-ут, скрес-ти – скреб-ут и пр.
  • 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: беречь – берег-л-и, берег-ут; стеречь – стерег-л-и, стерег-ут и др.

В названные классы не входят следующие глаголы (эти глаголы называются изолированными):
1) образованные от не употребляющегося в литературном языке шибитъ лексемы ушибить, зашибить и производный глагол ушибиться. По инфинитиву они должны были бы относиться к 4-му классу, но у них в 1 л. ед. ч. отсутствует чередование, и они изменяются по первому спряжению;
2) реветь, который должен бы относиться к 5-му классу, но также не имеет чередования в 1 л. ед. ч. и относится к первому спряжению;
3) чтить, у которого формы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. образуются не по 4-му классу: чту – чтут (есть также форма чтят), а остальные формы образуются по второму спряжению;
4) зыбить (ся), зиждиться, формы которых образуются по первому спряжению (зыблется, зыблющийся, зиждется, зиждущийся);
5) бежать и хотеть, являющиеся разноспрягаемыми;
6) ехать и идти, у которых основы настоящего и прошедшего времени связаны супплетивными отношениями (еду – ехал, иду – шел – шедший);
7) быть — имеет нулевую форму настоящего времени, будущее время образуется от другого корня (вышедшие из употребления формы настоящего времени тоже образовывались от другого корня. Сохранившиеся в книжной речи формы есть и суть значение лица утратили полностью);
8) живописать — образует личные формы по 2-му классу (живописую);
9) дать, есть — имеют нестандартные личные формы
10) стелить(ся) — по инфинитиву должен был бы относиться к 4-му классу, но (по причине контаминации с глаголом стлать) образует личные формы по первому спряжению.


Примечание: В некоторых грамматиках IV и V классы меняются местами.

Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Продуктивные классы глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр.  “Глагол в табл.“, “Морфологический разбор глагола