вернуться на стр. “Второстепенные члены“, “Синтаксический разбор“, перейти на стр. «ЧП в таблицах», “Предложение в таблицах”, “Пунктуация в таблицах”
К слову в предложении можно задать два вопроса: падежный и смысловой. Падежный (грамматический) – это вопрос к слову как к части речи. При постановке такого вопроса мы обращаем внимание только на само слово и на его форму. Синтаксический (смысловой) вопрос – вопрос к слову как к члену предложения. Здесь нам важно уже значение, которое слово приобретает в предложении. И то, как на слово влияют другие слова.
1) Форма родительного падежа при отглагольном существительном является определением, если указывает на субъект действия, и дополнением, если указывает на объект действия: Открытие (какое?) Колумба; открытие (какое?) Америки –Колумб открыл Америку.
2) Форма родительного падежа при главном слове – существительном является определением, если главное слово указывает на часть целого, выраженного формой родительного падежа (стена (какая?) дома – стена является частью дома).
Форма родительного падежа является дополнением, если главное слово указывает на вместилище, а форма родительного падежа – на вещество (ср.: чашка (чего?) чая – чашка не является частью чая; мешок (чего?) картошки – мешок не является частью картошки).
Дополнение при существительном, в отличие от несогласованного определения, выражается;
а) родительным объекта; защита Родины, завоеватель пустыни;
б) родительным отношения к производителю, владельцу, руководителю: автор повести, директор школы,
в) родительным содержания: цель исследования, проверка исполнения;
г) дательным адресата: ответ другу, помощь больному;
д) творительным содержания (отвлеченного и вещественного): занятия ритмикой, портфель с бумагами, таз с водой;
е) творительным совместности: журнал с приложениями, чай с вареньем.
Можно заменить согласованным определением – несогласованное определение
полка с книгами книжная полка
дом из камня каменный дом
лодка с парусом парусная лодка
месторождение нефти нефтяное месторождение
предложно-падежные формы в сочетании с конкр.-предмет. сущ.: банка из-под варенья, скамья у ворот
при преобразовании в глагольные формы – обстоятельст.: сон до утра → спать как долго? – до утра
Дополнение нельзя заменить согласованным определением, при преобразовании в глагольные – дополнение – : надежда на успех → надеяться на что? на успех
Нельзя путать дополнение с несогласованным определением. Несогласованное определение можно заменить согласованным (полка с книгами – книжная полка), может быть выражено предложно-падежной формой (банка из-под варенья), при преобразование в глагольное словосочетание становится обстоятельством (сон до утра – спать до утра)
Если при преобразовании в глагольное словосочетание можно поставить падежный вопрос, это дополнение (надежда на успех – надеяться на что? – на успех) В роли дополнения выступают родительный отношения к производителю, владельцу, руководителю: автор повести, директор школы, а также родительный содержания: проверка исполнения, цель путешествия.
Все остальные значения родительного выступают в роли определения (платье мамы, человек крутого нрава).
Дополнением является дательный адресата: ответ товарищу (отвечать товарищу), помощь нуждающимся (помогать нуждающимся).
В предложении “Мы договорились встретиться на площади ВОЗЛЕ ПАРКА”. К выделенной форме мы можем поставить сразу три вопроса:
– встретиться на площади возле чего? – возле парка
– встретиться на площади где? – возле парка
– встретиться на площади какой? – возле парка.
Получается, что в зависимости от ответа на вопрос, мы можем представить эту форму как любой второстепенный член. Выбираем вопрос “на какой?” Почему? Потому что, кроме всего прочего, эта форма зависит от существительного. А ведь определение очень тесно связано с существительным.
Остались вопросы – задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему – поделись с друзьями.
Тест на тему Отличие несогласованного определения от дополнения Тест на тему Определение, дополнение или обстоятельство
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Второстепенные члены“, “Синтаксический разбор“, перейти на стр. «ЧП в таблицах», “Предложение в таблицах”, “Пунктуация в таблицах“