Функции дополнительной информации

вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»

Дополнительная информация выполняет целый ряд существенных функций, являясь серьезным «подспорьем» для адекватного понимания учебно-научного текста, так как она конкретизирует, уточняет основную информацию, раскрывает ее содержание на конкретных примерах.

Основная информация находится в главной абзацной фразе, обычно располагающейся в начале смысловой части. В ней содержатся утверждающие что-либо  тезисы.

Дополняющая расширяет, углубляет основную информацию путем ее разъяснения, толкования рассматриваемых в ней явлений.

Иллюстрирующая подтверждает основную мысль текста (может содержать цитату). Слова, свидетельствующие о начале текста с иллюстрирующей инф.: так, например, такие как,  в особенности, иллюстрируя сказанное…

Условный пример, для лучшего усвоения:

Дефекты речи (неправильное произношение звуков) – это повод для обращения к логопеду. (основная информация)

Человек может не выговаривать определенные звуки или выговаривать их неправильно. (дополняющая инф.)

Чаще всего проблемы возникают с «р», «л», «ш», «щ» и «ч». (конкретизирующая инф.)

Например, вы не выговариваете звук «р» или шепелявите, но не знаете причин своей картавости или шепелявости, поэтому помочь вам исправить этот дефект речи может только логопед. (иллюстрирующая инф.)

Основная информация – наиболее важная, главная.

Дополнительная информация конкретизирует и уточняет основную

Дублирование информации состоит в повторении уже переданной информации другими языковыми средствами. В научной литературе частым случаем дублирования является объяснение названного явления, понятия, термина. Если необходимо сократить текст, то в этом случае выбирается один из вариантов – понятие, термин или их объяснение.

В зависимости от передаваемого содержания существует:

  1. Фактографическая информация– информация о фактах, явлениях, процессах, событиях.
  2. Логико-теоретическая информация представляет собой интерпретацию фактов, сообщение о способах получения фактографической информации, ссылки на ее источник
  3. Оценочная информация– выражение авторского отношения к сообщению.

На основе осмысления видов текстовой информации можно составлять тексты вторичных жанров:

  1. Выделяем в тексте основную фактографическую, логико-теоретическую и оценочную информацию, формулируем ее темы –получается план.
  2. Формулируем основную фактографическую, логико-теоретическую и оценочную информацию в виде суждений– получаем тезисы.
  3. Исключаем дублирующую информацию, определяем основную фактографическую, логико-теоретическую, оценочную информацию и фактографическую, логико-теоретическую дополнительную, обобщая и (или) исключая из последней детали, – получаем конспект.
  4. Добавляем к основной фактографической, логико-теоретической, оценочной информации, к сжатой дополнительной фактографической, логико-теоретической дополнительную к ним оценочную информацию, таким образом составляем реферат.


Тест на тему Виды текстов
Тест на тему Смысл текста
Тест на тему Средства связи предложений в тексте
Тест на тему Типы речи
Тест на тему Стилистика
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»