Речевые ошибки

на главную, на стр. “Лексический разбор

Виды ошибок Примеры
1

 

Употребление слова в несвойственном ему значении

 

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.
2

 

Нарушение лексической сочетаемости слов

 

Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.
3

 

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

 

Таким людям всегда удаётся объегорить (вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свёклу и лук).
4

 

Неудачное употребление местоимений Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.
5

 

Неуместное употребление слов иной стилевой окраски;

смешение лексики разных эпох

По задумке (вместо замыслу) автора, герой побеждает.

Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.

6

 

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моё отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).
7

 

Неразличение паронимов Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры.

Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

8

 

Неразличение синонимичных слов

 

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.
9 Употребление лишних слов (плеоназм) Молодая девушка; очень прекрасный.
10

 

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идёт) о реальных событиях.

 

11 Неоправданное повторение слова В этой главе мы узнаём, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не

понимает всей глубины содеянного).

12

 

Употребление лишних слов,

лексическая избыточность

 

Наступил август месяц (вместо август).

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

13 Нарушение порядка слов Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).
14

 

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

 

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу

Нормативность – признак литературного языка

 Нормы      Правила     Пример 
 акцентологические  ударения  позвонИшь (не позвОнишь)
 орфоэпические  произношения  темп[тэмп] (не [темп])
 лексические  употребления слов  абонент номера (не абонемент)
 фразеологические  употребления устойчивых сочетаний слов  на краю гибели (не на крае)
 словообразовательные  образования слов  вскипятить (не скипиятить)
 морфологические  образования грамматических форм  яблок (не яблоков)
 синтаксические  объединения слов в словосочетания и предложения  таблетки от головы (не для головы)
 орфографические  написания слов  яства (не явства)
 пунктуационные  постановки знаков препинания  Как хороши, как свежи были розы! (воскл.предл.)

 

 

Морфологические ошибки при употреблении числительных

Составное числительное, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» Независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного
Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых (а не «тридцать двух раненых»).
Составное порядковое числительное Склоняется только последнее слово
Строительство комплекса должно быть завершено к две тысячи третьему году (а не к «двум тысячам третьему» году).
Употребление собирательных числительных Не рекомендуется употреблять собирательные числительные, если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение.
Не случайно оказались в этом регионе сразу два сенатора  (акцент на личности, а «двое сенаторов» – понижение статуса).
Употребление количественных числительных У сложных числительных от 50 до 80,от 200 до 900 склоняются обе части
Более восьмисот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно (а не более восемьсот тысяч пенсионеров)

 

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ошибки

Нарушение лексической сочетаемости слов Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается).
Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата» Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»).
Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять» Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении).
Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность

 

Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»).
Плеоназм и тавтология – повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

 

В конструкциях с прямым дополнением

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
при усилении отрицания:

не люблю ни жары, ни холода;

для подчеркивания конкретности значения:

ждать трамвай (какой-то определенный),
не прочитал рекомендованную книгу;

после глаголов восприятия, желания, ожидания: при одушевленных существительных и именах собственных: не видел дочь, не наказывал Илью;
не слышал крика, не ждала прихода; если дополнение предшествует сказуемому:

книгу не взял, стекло не разбивал;

при отвлеченных понятиях:

не теряет времени, 

не осуществляет контроля, 

не уяснил всей важности.

при двойном отрицании:

не могу не похвалить картину;

при наличии наречий со значением ограничения:

чуть не забыл тетрадку;

при инфинитиве: не буду петь эту песню.

 

 

Ошибки при построении рядов однородных членов

Тип ошибки Пример ошибки
НЕЛЬЗЯ в ряд ОЧ включать родовые и видовые понятия: Мама купила фрукты, овощи, хлеб, апельсины, яблоки.
ОЧ должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, к которому они относятся: благодарим за то внимание и помощь, которыми нас окружили.
При наличии управляемого слова не должно создаваться двусмысленности: Люди требовали устранения неполадок и ремонта;
НЕЛЬЗЯ объединять в один ряд слова из разных категорий предметов: Мы с мамой, мебелью и братом поехали на дачу. 
Не сочетаются как ОЧ сущ. и  инфинитив Он любит хоккей и плавать.
Не являются однородными разные синтаксические конструкции (причастный и деепричастный обороты, причастный оборот и придаточное): Книга, лежащая на столе и которая принадлежит преподавателю, сильно потрепана.
В конструкциях с двойными союзами каждая часть союза должна стоять непосредственно перед одним из ОЧ Я не только рисую портреты, но и пейзажи.
ОЧ должны быть согласованы с обобщающим словом в падеже: В конференции участвовали представители многих городов: Москва, Самара, Ярославль.
ОЧ с различным управлением НЕ должны иметь общее дополнение: Он идет в отпуск в соответствии и на основании утвержденного графика.